Международный день защиты прав потребителей

Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день прав потребителя (World Consumer Rights Day), проводимый под эгидой Организации Объединенных Наций.

Впервые дата отмечалась в 1983 году.

В этот день в 1962 году состоялось историческое выступление в конгрессе США 35-го президента США Джона Фицджеральда Кеннеди, в котором он впервые дал определение понятию «потребитель» и выделил четыре неотъемлемых его права: право на информацию; право на безопасность товаров и услуг; право на выбор товаров и услуг на конкурентной основе; право быть выслушанным.

Созданное в 1960 году независимое неполитическое некоммерческое объединение потребителей всего мира – Международная организация союзов потребителей (Consumer International, CI), впоследствии дополнила Кодекс потребителя еще четырьмя постулатами: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду.

9 апреля 1985 года Генассамблея ООН приняла Руководящие принципы для защиты интересов потребителей.

С принятием этих принципов потребительские права получили международное признание и законность. В них предусмотрены положения, которыми должны руководствоваться правительства при определении политики и разработке законодательства в области защиты интересов потребителей. Принятие резолюции ООН способствовало развитию международного сотрудничества в этой области.

С 2000 года в нашей стране на государственном уровне учрежден День потребителей – 15 марта.

Девиз Всемирного дня прав потребителей в 2018 году – «Сделаем

цифровые рынки справедливыми и честными.

В настоящее время индустрия электронной коммерции по организации продажи потребительских товаров и оказанию различных возмездных услуг в информационно-телекоммуникационной сети Интернет развивается очень динамично.

Как избежать обмана при покупке товаров в соцсетях

В связи с участившимися случаями обмана потребителей, осуществляющих покупки в социальных сетях в сети Интернет Министерство антимонопольного регулирования и торговли обращает внимание, что продажа товаров в социальных сетях незаконна. Приобретая товары в интернет-магазинах, имеющих расширение зоны «.com» и т.п., или на интернет-сайтах, где продавец указывает только электронную почту или телефон, защитить права потребителей сложно, так как определить субъекта торговли в этих случаях затруднительно.

Во избежание обмана при покупке товаров с использованием сети Интернет, Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь рекомендует обращать внимание, что в рекламе товаров, размещаемой в социальных сетях, на сайтах интернет-площадок, должна содержаться гиперссылка на зарегистрированный субъектом торговли в Торговом реестре Республики Беларусь интернет-магазин. В соответствии с законодательством Республики Беларусь доменное имя интернет-магазина должно находиться в национальной доменной зоне, имеющей обозначение «.by», «.бел».
Справочно. Информация о зарегистрированных в Торговом реестре Республики Беларусь интернет-магазинах размещена на официальном сайте министерства www.mintorg.gov.by в рубрике «Торговый реестр», подрубрика «Публикация сведений».
При этом на главной странице интернет-магазина субъекта торговли в обязательном порядке должна быть указана информация о:

— наименовании субъекта торговли и его местонахождении (месте жительства);
— режиме работы;
— дате регистрации интернет-магазина в Торговом реестре Республики Беларусь;
— способах оплаты товаров, в том числе возможности дистанционной оплаты за товары (ЕРИП, АИС «Расчет», интернет-эквайринг, наличие платежных терминалов в случае приема наличных денежных средств).
На сайте интернет-магазина субъектом торговли в обязательном порядке должна быть указана информация о:

— наименовании товара;
— цене и условиях оплаты товаров;
— гарантийном сроке, если он установлен;
— наименовании (фирменном наименовании), месте нахождения изготовителя (продавца), а также при наличии импортера, представителя, ремонтной организации, уполномоченной изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем) на устранение недостатков товара и (или) его техническое обслуживание;

— если изготовителем (продавцом, импортером, представителем, ремонтной организацией) является индивидуальный предприниматель – фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя;
— сроках доставки товара, цене и об условиях оплаты доставки товара;
— образце документа, подтверждающего факт приобретения товара.
Приобретайте товары у добросовестных владельцев интернет-магазинов.